Храм-памятник Рождества Христова под Шипкой.
Йорданка Трополова
„Этот храм будет свидетельствовать о священном акте, совершенном русским народом, и напоминать о священном долге, который принял на себя болгарский народ“
Из речи митрополита Методия Кусева на освящении храма 15 сентября 1902 года
Редко случается, чтобы туристы, пересекая Долину Роз по пути из Казанлыка в Габрово, не свернули на север, привлеченные сиянием позолоченных куполов храма-памятника Рождества Христова и сладкоголосым звоном его 17 колоколов. Величественный храм возвышается у южного подножья Стара-Планины возле г. Шипка. Это одна из самых дорогих сердцу болгарина святынь, подлинный пантеон бессмертия, хранящий память о самоотверженном подвиге русских воинов и болгарских ополченцев, погибших за освобождение Болгарии в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Как говорит директор Национального парка-музея „Шипка-Бузлуджа“ Данчо Данчев, „В нашей истории нет другого события, которое столь неотразимо объединяло бы нас как народ и столь прочно связывало бы нас с землей и небом нашей родины, с ее прошлым и настоящим, кровью героев и духом свободы, как эпопея Шипки“.
В храм – с молитвенным трепетом и преклонением
Я не раз пыталась объяснить себе причины спонтанного волнения, восхищения и благоговения, которые овладевают человеком, стоящим у подножия храма, уважения и молитвенного трепета, охватывающего его чувства, когда он переступает порог храма. И думаю, что это воздействие заложено как данность и в уникальной архитектуре храма, талантливо и вдохновенно спроектированного архитектором Антонием Томышко, и во впечатляющем оформлении интерьера. Бесспорная заслуга принадлежит и тем, кто непосредственно возводил храм: архитектору Александру Померанцеву, который в деталях проектировал изумительные керамические фризы и арки внешней облицовки, и великолепный иконостас, выполненный в мастерской петербургского архитектора А.Ю. Ягна, руководителю строительства архитектору А.Н. Смирнову, русским и болгарским мастерам – каменщикам и плотникам, итальянским каменотесам, художникам, выполнившим роспись храма…
Величественный храм – бесспорный шедевр архитектурного искусства – построен в стиле русских церквей ХVІІ века. У него пять куполов – четыре боковых высотой 33 м и центральный высотой 42 м (вместе с крестами), – выполненных в традиционной для русского церковного зодчества форме позолоченных луковиц. Северный и южный фасады храма представляют собой открытые галереи, завершающиеся красивыми аркадами. На четырех концах галерей поставлены многогранные пирамидальные шатры, также завершающиеся куполами-луковицами, увенчанными крестами. Центральный вход в храм расположен по западному фасаду, над которым возвышается доминирующая над всей композицией величественная звонница высотой 45 метров. Это богато орнаментованная многостенная островерхая пирамида, завершающаяся позолоченной луковицей и крестом. Колокольня опирается на четыре арки, квадратные в плане, размером 8 х 8 метров.
У храма 17 колоколов, богато украшенных рельефными изображениями, надписями и орнаментом. Самый большой колокол весит 11 643 кг, а вес всех колоколов – свыше 20 тонн! Купола завершают 10 металлических крестов, обитых медью и позолоченных. Высота самого большого креста 4,5 метра. Фасады отделаны цветным керамическим орнаментом. Богатый колорит, детали из белого камня на фоне красных кирпичных стен, рельефные фризы со стилизованными изображениями растений и птиц придают облику храма филигранную ажурность и легкость. Издали он похож на сказочный замок.
Внутреннее убранство храма не уступает внешнему по пышности и мощному эстетическому воздействию. Впечатляет монументальный главный иконостас, вырезанный из липового дерева. Его иконы, числом 83, вырезаны из высушенного кипариса святогорскими монахами – иноками русского монастыря св. Пантелеймона на Афоне. После окончательного завершения иконостас был позолочен. При освящении храм получил в дар еще 15 икон святогорских иноков, два с половиной десятка русских икон, церковную утварь, старинные церковные книги и множество других ценностей.
Храм расписывался в два этапа. Росписи начали выполнять в 1902 г. русский художник проф. П. Мясоедов, автор классической композиции „Христос Пантократор“ в центральном куполе, и проф. Антон Митов. Их работу продолжил и завершил уже в период 1957 – 1959 гг. коллектив художников под руководством иконописца Николая Ростовцева. Кроме библейских сцен, украшающих центральную часть храма, на южной и северной стенах помещены изображения русских и болгарских исторических личностей, канонизованных православной церковью. Среди них – братья Кирилл и Мефодий.
Пантеон
Храм был задуман как памятник героям Шипкинской эпопеи. С учетом этого предназначения под основным уровнем церкви построена крипта для увековечения их памяти. Позднее здесь был установлен иконостас, а в двух боковых галереях построено 17 каменных саркофагов, в которых захоронены кости погибших в сражении под Шипкой. В храме и открытых боковых галереях установлены 34 мраморные мемориальные доски, на которых золотыми буквами высечены названия воинских частей и имена павших в битве – 18 491 человек. Особое место отведено болгарскому ополчению – на четырех досках, установленных на западной стене, значатся имена 451 погибшего в боях ополченца.
Кому мы обязаны этой уникальной святыней?
Вернемся на 127 лет назад. Русско-турецкая война окончена. Поля боев усеяны братскими могилами и безымянными захоронениями, над которыми даже нет крестов. Осиротели тысячи русских семей: их отцы, мужья, сыновья погибли вдали от родины в кровопролитных боях за свободу Болгарии, от лютых морозов зимы 1877–1878 гг., от эпидемий, голода и болезней. Русский народ глубоко потрясен героическим самопожертвованием своих сынов. В кругах русской общественности, симпатизировавших болгарской освободительной идее и принимавших непосредственное участие в войне, рождается идея возведения храма в память героев, погибших за веру, царя и свободу Болгарии.
Мать генерала Ольга Николаевна Скобелева, бывший посол России в Константинополе граф Игнатьев, его супруга и еще несколько лиц обращаются ко всем гражданам России с призывом внести свою лепту в построение будущего храма. 5 сентября 1879 г. император Александр ІІ – царь-освободитель – дает высочайшее разрешение начать кампанию по сбору средств и от себя дарит икону, ризницу и тысячу рублей. 25 апреля 1880 г. получено и высочайшее разрешение на учреждение комитета по построению православного храма у подножья Балкан в Южной Болгарии в вечную память о воинах, павших в войне 1877–1878 гг.
По вопросу о том, где именно ставить храм, разногласий нет. Военные историки уже успели оценить по достоинству значение русской освободительной миссии, а также решающую роль эпической обороны Шипкинского перевала и победы при Шипке – Шейново для успешного исхода войны. Поскольку выбранный участок находится в границах все еще зависимой от Турции области Восточная Румелия, приходится добиваться, чтобы был издан специальный ираде (указ) султана, разрешающий строительство храма-памятника. Разрешение получено в апреле 1883 года.
22 января 1881 г. по предложению графа Игнатьева комитет решает, что будущий памятник должен называться храмом Рождества Христова, поскольку последнее крупное сражение русской и турецкой армий происходит именно в дни Рождества. В кассу комитета поступает свыше 300 тысяч рублей и множество дарений. Конкурс на сооружение памятника завершается присуждением первой премии академику Томышко. Подготовка к строительству по его проекту начинается в 1885 г., но само строительство разворачивается лишь после десятилетнего перерыва, когда восстанавливаются дипломатические отношения с Россией, прерванные переворотом 9 августа 19886 г. и отстранением от власти князя Александра Баттенберга. На строительные работы уходит 6 лет.
Храм завершен летом 1902 года. Его официальное освящение совершается с 15 по 19 сентября и совпадает с 25-летием Шипкинской эпопеи. Правительство правящей в это время прогрессивно-либеральной партии, которая приходит к власти с намерением вернуть болгарскому государству доверие России и обеспечить ее помощь для осуществления Сан-Стефанского мирного договора, превращает открытие храма в пышное всенародное торжество. Болгарская и российская стороны представлены на высоком уровне. С болгарской стороны в торжествах участвует князь Фердинанд, русскую делегацию возглавляет личный представитель Николая ІІ великий князь Николай Николаевич – младший.
Так болгарский и русский народы получили величественный символ воинского подвига, который на века связал их чувствами братства и признательности